monkey_chita: (Default)
[personal profile] monkey_chita
Моя мама (1929 гр) мечтала стать учительницей в деревне. Но на учебу не было денег, надо было помогать матери с двумя младшими, ушла на завод, потом в торговое училище, потом снова на завод -квартиру зарабатывать. Но несбывшаяся мечта ее не отпускала.
Когда я смотрю фильм "Они встретились в пути" (1957), то всё время изумляюсь следующему. Фильм об абитуриентах - студентах пединститута. Конкурс бешеный! Глаза горят. Педагог -звучит гордо. Профессура-обзавидуешься.  И им веришь.
Проходит 20 лет. Фильм "Это мы не проходили" (1975) о студентах пединститута. Глаза горят поменьше, старшие коллеги - это по возрасту те, из первого фильма, уже уставшие, разочарованные. Но всё равно, детей любят, школу тоже, практика подробно разбирается наставниками и т.п.
Из моего выпуска (1983 год) в пединститут пошло 4 чел. из 62 чел. И в педучилище трое. Из них учителями до настоящего момента остались двое - мужчина и женщина. Учитель-предметник и учительница начальных классов. А и одна после филфака работает в детской библиотеке.
Я верю в то, что  распределение людей остается прежним, то есть какой-то процент с природными педагогическими способностями, тех, что любит детей и мечтал в детстве их учить, не меняется. Получается, что меняются внешние факторы.
Когда профессия учителя стала непрестижной и даже наоборот - лузерской?

Date: 2017-01-29 02:49 pm (UTC)
From: [identity profile] linalinka.livejournal.com
Когда в институт поступала моя мама (1936 г.р.), все, у кого был мозг, шли в технические вузы. У кого мозга поменьше - в гуманитарные. Совсем никакущие - в пед (из тех, кто в принципе рассматривал для себя высшее образование).
При таком раскладе вообще странно, что нам встречались приличные учителя. Хотя учителей все равно принято было по умолчанию уважать - но это, полагаю, "жираф" из тех времен, когда грамотность сама по себе была огого.

Так что, боюсь, кино во многом выдавало желаемое за действительное.

Date: 2017-01-29 02:54 pm (UTC)
From: [identity profile] monkey-chita.livejournal.com
Наша химичка, из того поколения, что во втором фильме, говорила о конкурсе в пединститут 7 чел.на место в годы перед ее поступлением. Она никогда не врала.

Date: 2017-01-29 02:57 pm (UTC)
From: [identity profile] linalinka.livejournal.com
возможно, в Москве был другой расклад.

Date: 2017-01-29 03:22 pm (UTC)
From: [identity profile] kkkiarra.livejournal.com
У меня мама не в москве, а вовсе в деревне. Градация как ты написала

Date: 2017-01-29 02:57 pm (UTC)
From: [identity profile] zinaida-s.livejournal.com
Натан Эйдельман типа от недостатка ума пошел на истфак учиться?
А мои родители на филфак, но они правда старше, особенно отец.

Date: 2017-01-29 02:59 pm (UTC)
From: [identity profile] linalinka.livejournal.com
значит, в кругу Эйдельмана и твоего отца не было таких предрассудков.

Date: 2017-01-29 03:01 pm (UTC)
From: [identity profile] monkey-chita.livejournal.com
Твои родители в пед на филфак или в универ?
После универа же тоже в школы распределяли?

Date: 2017-01-29 03:04 pm (UTC)
From: [identity profile] zinaida-s.livejournal.com
Они учились в МГУ, но конкретно моя мама - то ли из-за пятого пункта, то ли по иной причине (м.б. это был обычный путь, я не знаю) - после окончания преподавала немецкий в вечерней школе.

Date: 2017-01-29 03:53 pm (UTC)
From: [identity profile] kurchau.livejournal.com
у учителей сейчас з/п не такие уж и лузерские. правда и впахивать за эти деньги надо будь здоров, и требований много, и дурацких обязанностей, и ответственности вагон.

Date: 2017-01-29 04:05 pm (UTC)
From: [identity profile] monkey-chita.livejournal.com
да я про лузерские зарплаты не говорила, я именно про отшение к профессии.
Лузерские зарплаты- в высшей школе. В нашем универе старший преподаватель на руки получает 7800 руб. на полную ставку.

Date: 2017-01-29 04:16 pm (UTC)
From: [identity profile] kurchau.livejournal.com
просто я считаю, что это связано напрямую - размер з/п и отношение к профессии. я знаю, что в москве учитель высшей категории может зарабатывать побольше многих прочих специалистов. правда для этого он должен взять максимальное количество часов, классное руководство, тетради, надомников, какие-то там еще доп. обязанности...

Date: 2017-01-29 04:18 pm (UTC)
From: [identity profile] monkey-chita.livejournal.com
Не всегда это напрямую связано, считаю. Сантехники прекрасно зарабатывают в любой части света, но престиж профессии как-то не меняется.

Date: 2017-03-04 10:56 am (UTC)
From: [identity profile] posadnik.livejournal.com
...подушное финансирование, в результате которого в конфликте "родители-школа" директор автоматически берет сторону родителей.

К сожалению, после реформ Димона учителя сильно просели в ассортименте средств влияния на ученика - и ученики, не будь дураки, это просекли.

Date: 2017-01-29 03:57 pm (UTC)
From: [identity profile] ural-ga.livejournal.com
к сожалению, система сейчас такова, что задерживаются в профессии те, кто "чертит по линейке" и "вовремя сдает бумажки", а не те, кому есть реальное дело до детей и их базы

Date: 2017-01-29 04:03 pm (UTC)
From: [identity profile] monkey-chita.livejournal.com
или кто имеет дополнительный заработок. Как мой одноклассник.

Date: 2017-01-29 04:20 pm (UTC)
From: [identity profile] ural-ga.livejournal.com
на дополнительный заработок (потому что там деньги, а не вот это вот) и уходят основные силы, а в школе так...отбывание времени для "заработать категорию" и проч.

Date: 2017-01-29 04:24 pm (UTC)
From: [identity profile] monkey-chita.livejournal.com
у конкретного человека все категории есть, даже "северная" пенсия, т.к. школа на Северном Урале.

Date: 2017-01-29 04:53 pm (UTC)
From: [identity profile] ural-ga.livejournal.com
я ведь, опять же, не про конкретного человека, а про "в среднем по больнице"

Date: 2017-01-29 04:56 pm (UTC)
From: [identity profile] monkey-chita.livejournal.com
Приработок может разным быть, если это репетиторство, то да, на основную работу сил не остается.
(deleted comment)

Date: 2017-01-29 04:54 pm (UTC)
From: [identity profile] monkey-chita.livejournal.com
Да, некоторые фильмы, бывает, настолько совпадают с твоей судьбой, что даже диалоги персонажей - твои. У меня тоже такой фильм есть.

Date: 2017-01-29 05:01 pm (UTC)
From: [identity profile] esperitlliure.livejournal.com
у меня изначально был профиль - учитель немецкой гимназии, прошла 2 раза практику, да ну на фиг, дети сейчас своеобразные очень

Date: 2017-01-29 05:05 pm (UTC)
From: [identity profile] monkey-chita.livejournal.com
"Учить детей всегда было сложно. А теперь? Сааавсем невозможно!" (с.) :))

Date: 2017-01-29 05:35 pm (UTC)
From: [identity profile] esperitlliure.livejournal.com
Не в этом дело, если общество зажратое, то никому ничего не нужно. Когда повальная бедность и образование - это возможность из неё выкарабкаться, то у детей есть мотивация. А когда диван и чисы обеспечены пожизненно, то никому ничего не нужно, хоть с бубном пляши:( И ещё на насмотрелась на учителей, это какой-то позор. Пожизненное бабло гарантировано, уволить не имеют права, можно ничего не делать.

Date: 2017-01-30 02:28 am (UTC)

Date: 2017-01-29 05:28 pm (UTC)
From: [identity profile] svet-ka.livejournal.com
Мне кажется, популярность учителя как профессии "нырнула" в 60х и особенно 70х. И это было связано с изменением отношения государства и финансированием образования по остаточному принципу. Потом, в 90х это и до высших учебных заведений докатилось.

Date: 2017-01-30 02:27 am (UTC)
From: [identity profile] monkey-chita.livejournal.com
Но учителя и до 60-70ых много не получали, нет?

Date: 2017-01-30 09:06 am (UTC)
From: [identity profile] svet-ka.livejournal.com
У меня же по маме вся родня в системе образования, до этого времени учителя пользовались громадным уважением общества. Это была не работа, а профессия.
Собственно, бабушка ушла на пенсию в начале 60х в том числе, потому что при Хрущеве была какая то масштабная реформа, сделавшая жизнь "старой гвардии" невыносимой. Мама моя, обучая брата, обнаружила, что школы стали разными и если она из обычной воронежской школы легко поступила в московский ВУЗ, брату нужно срочно было брать репетиторов по математике и физике, хоть школа и была московской. :-/

Date: 2017-01-30 09:20 am (UTC)
From: [identity profile] monkey-chita.livejournal.com
Значит, какие-то временные рамки урона профессии можно нащупать.

Date: 2017-03-04 11:07 am (UTC)
From: [identity profile] posadnik.livejournal.com
нету там временных рамок, потому что не единственной причины.\
Больших причин инесколько:
- демотивация общества, начинающаяся с 60-х годов. Горящие глаза как реакция на распределение и в 50-е-то были редкостью (историки бардов гордятся что авторы МГПИ все как один поехали по распределению - вот только после окончания срока распределения они вернулись в столицу, а у Якушевой есть очень характерная песня "Где в океан течет Печора..." с характерной строчкой "пришлите денег на побег"), а после того так и вовсе.
- четкий курс на урбанизацию общества (вместо приближения деревни к городу, деревенским облегчили побег в город) - а большая часть педВУЗов готовили все-таки сельских учителей. Помню свое собеседование при поступлении в 86-м.
- адепты личного самовыражения, которое было новым словом в искусстве и мировоззрении в 50-60-е, к 80-м достукались до прямого эгоизма, каковое "десятилетие эгоистов" в 80-е и началось. А эгоист не пойдет туда, где надо много вваливать при сомнительной отдаче (фактически, педагог живет по принципу "отдавайте, отдавайте и отдавайте. Один из ста вернет вам долг, и вы будете богачом").
- молодежная революция не могла не развернуться от молодого учителя к молодому школьнику - а антагонизм учеников и учителей (тех, кто подчиняется и тех, кто заставляет) никуда не делся.

Так что нельзя назвать когда это началось, Можно лишь сказать когда все тренды сошлись в почти невыносимом коктейле - 80-е годы. Что интересно, в 70-е еще был физически невозможен сюжет "Дорогая Елена Сергевна" или поляковской "Работы над ошибками".

Date: 2017-03-04 11:20 am (UTC)
From: [identity profile] monkey-chita.livejournal.com
Согласна.

Date: 2017-01-29 06:00 pm (UTC)
From: [identity profile] trunyasha-22.livejournal.com
Не знаю.
Я хотела стать учителем столько, сколько помню себя.
Спасибо родителям, что не отговорили, я окончила педвуз и мне повезло там с педагогами.
Работаю в школе.
Отношение к учителям - как к людям второго сорта.
Часто абсолютно незаслуженно.
Не знаю, почему.

Date: 2017-01-30 02:35 am (UTC)
From: [identity profile] monkey-chita.livejournal.com
Моему ребенку в основном не везло с учителями, в отличие от меня. Мы с ним прошли через две обычных школы, элитную гимназию и платный лицей. Пока в лицей не попал - это уже старшие классы, была просто беда. В той же элитной гимназии их классу не достались хорошие учителя. А надо сказать, что это "моя" школа, я ее заканчивала. Так вот, историк, который у него был, пришел в школу, когда я в 9 кл. училась. Деревенский парень, смешной, с ужасной дикцией, не проговаривал кучу букв, как каша во рту. Мои одноклассники дали ему прозвище Профан. Он был единственным учителем, которого мы не уважали. И так оно за ним и закрепилось. И вот что сказать- как предметник он был, наверняка хорош, историю любил и знал. Как учитель -ноль, донести предмет до детей он не научился и за 25 лет, несмотря на все заработанные категории :(

Date: 2017-01-30 05:42 am (UTC)
From: [identity profile] finnskij.livejournal.com
Цитата из Сергеенко М. Е. "Жизнь древнего Рима", 1963:
Учи­тель гра­мо­ты <началь­ной шко­лы> мало чем отли­чал­ся от них <ремес­лен­ни­ков, мел­ких лавоч­ни­ков и кре­стьян>; был он обыч­но чело­ве­ком тем­но­го про­ис­хож­де­ния и не широ­ких зна­ний, бед­ня­ком и неудач­ни­ком, для кото­ро­го не нашлось в жиз­ни луч­ше­го мес­та, чем мес­то учи­те­ля началь­ной шко­лы. Ува­же­ни­ем в обще­с­т­ве он не поль­зо­вал­ся: ему не дано пра­ва име­но­вать себя «учи­те­лем» («про­фес­со­ром» по-латы­ни); он зовет­ся про­с­то «школь­ным над­зи­ра­те­лем» или «началь­ни­ком шко­лы» (magister ludi); крес­ло с высо­кой спин­кой, кафед­ра — не для него: на таком крес­ле может сидеть толь­ко «грам­ма­тик» или ритор. На него не рас­про­с­тра­ня­ют­ся при­ви­ле­гии, кото­рые полу­ча­ют от импе­ра­то­ров учи­те­ля сред­ней и выс­шей шко­лы. Пла­тят ему гро­ши, из кото­рых учи­тель дол­жен еще выде­лить сум­му на наем поме­ще­ния для сво­ей шко­лы...

Date: 2017-02-12 03:29 pm (UTC)
From: [identity profile] madame-duchesse.livejournal.com
моя мама 55 г.р. хотела стать учительницей, но ей сказали, что туда идут только отличники, а ей , с ее четверками, не светит.

Date: 2017-02-12 04:06 pm (UTC)
From: [identity profile] monkey-chita.livejournal.com
Ого, как у всех противоречиво!

Date: 2017-03-04 11:08 am (UTC)
From: [identity profile] posadnik.livejournal.com
педВУЗы бывают разные.

Profile

monkey_chita: (Default)
monkey_chita

April 2017

S M T W T F S
      1
2345678
9101112 131415
16171819202122
23242526272829
30      

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Sep. 23rd, 2017 11:18 am
Powered by Dreamwidth Studios